Амонашвили Шалва Александрович

12.06.2023
  • Амонашвили Шалва Александрович – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии.

    Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

    Шалва Александрович родился в Грузии в городе Тбилиси.
    В 1958 году он закончил аспирантуру, а в 1960 году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

    В 1972 году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

     С 2001 года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.
    Работал в педагогической журналистике с начала 1960-х годов и до конца своей жизни. В статьях, книгах, коллективных манифестах он обобщил и представил ключевые идеи «педагогики сотрудничества».
    В 1984—1988 годы был идейным руководителем «Учительской газеты», в 1992 году создал газету «Первое сентября».

 

Известный педагог, наш современник!
Разумеется, метод Шалвы Амонашвили невозможно изложить в таком объеме. Но некоторые его основные позиции, безусловно, могут быть взяты на вооружение каждым педагогом.                                                                                          Педагогические правила от Шалвы Амонашвили

Ребёнок должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребенка, даже речь не идет.

Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае не воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи.

Возможно, для сорокалетнего человека с его жизненным опытом это и мелочи, а для ребенка — вопрос жизни и смерти. Нужно уметь встать на сторону ребенка, взглянуть на проблему с его стороны, увидеть ее в его ракурсе.

Словом, нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребенка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ученике воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.

Кстати, весьма характерно название первой экспериментальной школы, в которой тридцатилетний педагог начал внедрять свои идеи — «Школа радости». А официальное название его методики — «педагогика сотрудничества».

Чему бы ни обучался ребенок — и он, и учитель должны понимать, что это — часть постижения мира. И, разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Нужно читать, притом много. Чтение, разумеется, должно быть познавательным.

Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия это особенно важно).

И не нужно бояться таких серьезных понятий, как вечность, космос, мироздание. Чем раньше ученик начнет задумываться о таких вещах, тем меньше времени из своей жизни он потратит впустую.

Чего стоят одни лишь названия книг, написанных Шалвой Александровичем: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».

Начни с себя

Очень важный момент — личность самого педагога. Достоин ли он этого звания? Учитель должен постоянно задаваться этим вопросом, постоянно совершенствовать себя. В первую очередь именно себя, а потом уже учеников.

Плохой учитель — злобный, равнодушный, недалекий, мелочный — не имеет морального права требовать чего-либо от детей. Да у него и не получится, ведь дети все это прекрасно чувствуют и понимают.

Одна из излюбленных цитат Шалвы Александровича — Льва Толстого — «Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя».

Настоящий учитель должен, с одной стороны, быть строгим и требовательным, а с другой — добрым, чутким и заботливым. Разумеется, искренним. И обязательно — сам любить жизнь.

Кстати, Шалва Амонашвили считает Льва Николаевича одним из гениальнейших педагогов.

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта